Важный компонент современного автомобиля – это электрическая система. Её составляющие части: электропроводка, аккумуляторная батарея, генератор и другое электрооборудование. Аккумулятор, как правило, располагается в передней части кузова под капотом, возле двигателя. В некоторых автомобилях он занимает место под передним или задним сидением в салоне транспортного средства. Нередко накопитель энергии размещают в багажном отделении. В статье мы осветим вопрос, как правильно выбрать автомобильный аккумулятор.

Аккумулятор, аккумуляторная батарея, АКБ, электрический аккумулятор – это источник постоянного тока, способный много раз отдавать электрическую энергию и снова заражаться до номинального значения. Принцип действия основан на обратимой химической реакции, которая обеспечивает разряд-заряд аккумулятора. АКБ применяют для автономного питания приборов и различного оборудования, в том числе и автомобиля.

Как правильно выбрать автомобильный аккумулятор?

Конструкторы автомобилей всегда стараются оптимально рассчитать все параметры электрической системы. Важным считается мощность батареи, необходимой для автомобиля. Инженеры стремятся найти баланс. С одной стороны, АКБ должна обеспечить достаточной энергией стартер, который обязан прокрутить детали двигателя и всего навесного оборудования, завязанного на мотор. С другой стороны, автомобильный генератор должен будет заряжать электрический источник и давать необходимое количество энергии на остальные компоненты и вспомогательные системы.

Выбор автомобильного аккумулятора осуществляется по множеству параметров

Ёмкость АКБ – главный критерий при выборе

Основная ошибка при покупке аккумуляторной батареи, которую допускают автолюбители, это неправильный выбор ёмкости. Она измеряется в Ампер-часах. Если ёмкость будет меньшей, чем положено, то аккумулятор будет заряжаться большим током. Это приведёт к постоянной перезарядке батареи. При покупке АКБ большей ёмкости, чем прописано в документации транспортного средства, генератор не сможет обеспечить полный заряд. В этом случае аккумулятор будет «голодать».

В первом и втором случаях накопитель энергии будет работать в неоптимальном режиме. Это существенно может укоротить жизнь АКБ. Перед покупкой ознакомьтесь с сервисной книжкой или документацией на автомобиль. Если там указана ёмкость аккумулятора 54, 72 или 90 Ампер-часов, то надо постараться найти батарею именно с такой ёмкостью или близкой к ней.

Ампер-час (А*ч) — единица для измерения электрического заряда. Она определяет характеристику ёмкости аккумуляторов. Простым языком: 1 А*ч – способность батареи давать ток силой в 1 Ампер на протяжении 1 часа или 0,1 А – 10 часов.

Изучаем маркировку

Выбирая аккумулятор, необходимо уметь читать маркировку, нанесённую на крышку. Для российских производителей условные обозначения отвечают ГОСТу 959-91. Обычно на крышке можно найти такого вида маркировку: 6СТ-65 А1.

Маркировка аккумулятора

Разберёмся, что скрывают эти буквы и цифры:

6 – означает, что в АКБ использовано 6 последовательно-соединённых батарей.

СТ – функциональный тип аккумулятора – стартерный.

65 – ёмкость АКБ, измеряется в Ампер*часах, в этом случае ёмкость составляет 65 А*ч.

А1 – обозначает вариант исполнения и применяемые материалы для изготовления аккумулятора. В этом случае: АКБ выполнена в виде моноблока с общей крышкой в сухозаряженном исполнении. Отдельно остановимся на последнем параметре:

Условное обозначение Описание
А Корпус имеет общую крышку
Т Корпус выполнен из термопластмассы
З Батареи залиты полностью и заряжены. Если в маркировке отсутствует буква «З», то батарея сухозаряженная
Э Корпус изготовлен из эбонита
М Прокладка между пластинами выполнена из поливинилхлорида
П Прокладка из полиэтилена

Кроме указанных обозначений на крышке АКБ указывается отдельно пусковой ток в амперах и напряжение, которое выдаёт батарея: 6 или 12 Вольт.

Форм-фактор АКБ. Будьте внимательны!

В настоящее время встречаются три основных стандарта исполнения аккумуляторных батарей для автомобилей:

  1. Европейский.
  2. Американский.
  3. Японский.

Необходимость их возникновения трудно объяснить обычной логикой. Просто так сложилось исторически.

Первый вариант наиболее распространённый на территории нашей страны. Но и тут могут быть некоторые отличия. Бывает, купленный аккумулятор всего на пару миллиметров не встаёт на посадочное место. Избежать такого случая поможет замер габаритов старого аккумулятора или же придётся взять с собой в магазин прежнюю батарею, но это не очень удобно: АКБ довольно тяжела. Лучше всё уточнить у продавца-консультанта в магазине. Для подготовленного персонала подбор аккумулятора для автомобиля не составит труда: им достаточно сообщить марку, модель, объём двигателя и год выпуска.

Американские автомобили оборудованы батареями, у которых токонесущие контакты расположены сбоку. Поэтому автомобильные провода «американца» не приспособлены для подключения европейского варианта источника тока. Вмешательство в проводку и переделка контактов категорически не рекомендуется. Это может привести к грубым нарушениям в работе всей электрической системы автомобиля.

Японские конструкторы любят делать компактные вещи, это утверждение верно и для автомобилей. Места в подкапотном пространстве японского авто очень мало. Аккумуляторные батареи в таких машинах имеют малые габариты. Обычные, привычные для нас АКБ просто не влезут под капот.

Оригинальные аккумуляторные батареи необходимо искать только для настоящих «американцев» и «японцев». Если японский или американский автомобиль собирался на европейских конвейерах, то проблем с аккумуляторами не будет.

Ещё несколько моментов при выборе АКБ

  • Покупая новый источник питания для автомобиля, обратите внимание на отсутствие внешних повреждений. На корпусе не должно быть вмятин и глубоких царапин.
  • На рынке автозапчастей очень много разного рода подделок. Чтобы не допустить ошибку, настоятельно рекомендуется у продавца уточнить страну, фирму и дату выпуска аккумулятора.
  • Многие магазины при продаже предлагают дополнительную услугу – замену старой АКБ на новую. При этой процедуре сотрудник проверяет заряд-разряд нового аккумулятора, а старый могут забрать за определённую сумму – это будет своего рода скидка на новую АКБ.

За состоянием аккумулятора надо следить. Не допускайте полной разряда батареи. На современной СТО можно проверить его состояние. Для этого есть специальные стенды. После диагностики можно принять решение о целесообразности замены. Срок эксплуатации качественного автомобильного аккумулятора от 2 до 4 лет. Диапазон велик и зависит от условий эксплуатации автотранспорта.

Удачного выбора и пусть ваш четырёхколёсный помощник не подводит!




Поиск по сайту

Интересное