Срок службы смазочных материалов для различных автомобильных систем, в том числе и для двигателя, зависит напрямую от качества расходников, используемых в работе (сальники, подшипники и т.д.). Немаловажное значение имеет чистота горючего, качество присадок и другие второстепенные, но очень важные показатели. Однако наиболее часто автомобилист сталкивается с подделкой, например, смазочным моторным маслом, изготовленным кустарным образом.

Чем грозит использование контрафактного масла

Поддельное или некачественное масло называют ещё контрафактным. Оно поступает на авторынки различных стран мира под видом оригинального. В некоторых случаях удаётся защитить автомобилистов, своевременно конфисковав подделку. Однако во многих случаях в продаже остаётся некоторая доля некачественной смазки, которую можно приобрести не только на каком-нибудь «левом» рынке, но и в крупном торговом магазине.

Последние сводки с полицейских участков настораживают: в несколько раз активизировались подпольные и кустарные предприятия, занимающиеся изготовлением подделочного масла. Его куда-то надо сбывать, и от изобилия контрафактной продукции страдают не только конечные потребители, но и настоящие производители смазочных материалов (СМ), теряющие свою прибыль.

Контрафактное моторное масло

Контрафактное моторное масло в наше время выпускается в огромных количествах

Интересно, но лишь в одном из магазинов Хакасии совсем недавно было конфисковано более полутора тысячи литров контрафактного масла. При этом общая стоимость подделочного товара составила более 700 тыс. рублей. Представьте себе, этот только один магазин, а таких в стране очень много. Вот и получается раковая опухоль — в одном месте вырезается, в другом — увеличивается.

Недооценивать вред контрафактного масла опасно. Ошибаются и подвергают большому риску двигатель те автомобилисты, которые считают, что любая смазка, залитая в ДВС (мотор), будет смазывать трущиеся металлические элементы. Однако, изучив задачи, возложенные на смазочные материалы, понимаешь, насколько ошибочно это утверждение.

Рассмотрим основные функции и задачи масла. Любая оригинальная смазка должна:

  • снижать износ металлических поверхностей элементов системы;
  • минимизировать трение;
  • охлаждать компоненты;
  • защищать их от коррозии;
  • очищать компоненты от нагара и сажи.

Как видим, задач немало. И чтобы смазка отвечала современным требованиям, на заводах используются секретные технологии, применяются передовые присадки, которые в определённой пропорциональности смешиваются с маслом.

А вот изготовление контрафактного масла нельзя назвать даже технологичным. Химики средней руки (бывают даже с высшим неоконченным обр.) на подпольных фабриках делают поддельное масло, добавляя в обычное индустриальное дешёвые добавки и присадки. В некоторых случаях в роли добавок выступают даже «тяжёлые» смазки для тракторов и грузовиков.

Очевидно, что такое «левое» масло способно нанести автодвигателю серьёзный удар. И следующие симптомы в работе ДВС можно расценивать как начало проблем, причиной которых стало использование контрафактного масла:

  • повышенный шум ДВС, вызванный жидкой консистенцией поддельного масла, в результате которого элементы мотора плохо смазываются (хорошая смазка не теряет своих изначальных свойств даже после нескольких часов работы мотора, в отличие от контрафактного);
  • ржавление, корродирование металлических поверхностей, вызванное недостаточной защитой присадок поддельного масла (на компонентах скапливается нагар и сажа);
  • сложности с запуском мотора.

Это самые настоящие признаки «заболевшего» мотора. И если не принять соответствующих мер, то уже после нескольких десятков тысяч км пути ДВС испортится, что грозит автовладельцу большими расходами (капитальный ремонт, замена).

Интересный факт. Наибольшему износу ДВС подвергается во время наступления зимнего периода времени. Чересчур вязкое масло в данном случае будет затруднять пуск мотора, не будет достаточным образом смазывать трущиеся детали. В зону риска сразу же попадут подшипники валов, кольца поршней и цилиндровые поверхности двигателя. Может «полететь» распредвал, износиться направляющие втулки.

Основной причиной повышенного износа компонентов двигателя эксперты называют более высокий, чем наружная температура воздуха, градус замерзания смазки в момент завода ДВС. Или, другими словами, масло не способно обеспечить нормальную защиту деталей при холоде, низких температурах.

Масло с недостаточной текучестью или некачественная смазка не позволяет маслонасосу правильно распределять смазку по всей системе, в результате чего износ компонентов усиливается стократно.

Проверка масла на подлинность

Проверка масла на подлинность проводится разными способами

Среди основных симптомов некачественного, контрафактного масла выделяется также повышенный его расход. Если автомобилист сравнивает потребление смазочного материала с прежним режимом или с паспортными данными автомодели, то, к удивлению своему, обнаруживает большое несоответствие.

Процесс проверки масла на подлинность

Всем автомобилистам, проявляющим заботу о своём транспортном средстве, рекомендуется пользоваться одним из видов СМ для двигателя все время. Частая смена разновидности масла негативно сказывается на работе внутренних компонентов мотора. Например, если все время заливать синтетику, а потом начать пользоваться сплошь минеральным, это не есть хорошо.

Однако, как и говорилось выше, сегодня никто не застрахован от контрафактного масла. И покупая только одну и ту же марку масла, нельзя быть 100-процентно уверенным в том, что свойства жидкости оригинальные.

Оригинальная канистра с крышкой и поддельная

Оригинальная канистра с крышкой и поддельная масла Кастрол

6 основных видов проверки

Существует много способов точно определить, какое перед вами масло. Однако многие специалисты и опытные автомобилисты применяют на практике лишь 6 основных вариантов диагностики. Рассмотрим каждый способ подробно.

Проверка методом «масляного пятна»

Довольно распространённый способ проверки, используемый большинством автомобилистов.

Вот, что следует сделать:

  • завести и прогреть мотор несколько минут (10–15);
  • заглушить ДВС;
  • взять бумажный лист А4, подложить под проверочный щуп, который следует вынуть из маслобака;
  • взяв, таким образом, пробу масла, бумажный лист с каплей положить сушить на два часа (к примеру, на отопительную батарею);
  • оценить масло.
Метод масляного пятна

Метод масляного пятна применяется для оценки качества масла

Оценка просушенной капли проводится согласно основным характеристикам:

  1. О наличии присадок скажет чёрный круг посередине капли.
  2. Хорошие моющие средства масла будут видны по форме капли и её расплывчатости.
  3. О наличии в масле воды будут свидетельствовать резкие и неровные края капли (если воды в СМ нет, то края будут гладкие).

Метод этот называется по-научному так: капельная хроматография. Масло на бумагу должно быть нанесено в горячем виде, а оценка пятна проводится после 2-часовой сушки.

О хорошей диспергирующей способности СМ будет говорить тёмный центр пятна или зона ядра. А вот зоной диффузии принято называть светлую периферийную часть.

Внимание. Чем больше площадь светлой части пятна, тем выше Дс масла или возможность диспергирования. Чем меньше зона диффузии, тем больше вероятности наличия в СМ воды.

Шкала образцов капельной пробы

Шкала образцов капельной пробы позволит определить уровень присадок и воды в масле

Этикетка и её внешний вид

Самый простой метод проверки, основанный на безалаберности кустарного производителя. Некоторые сторонние, «левые» фабрики даже не заботятся об обёртке, забывая наносить сведения первой важности. Сюда входит параметр вязкости СМ, определяемый по SAE, конкретика предназначения СМ (для дизеля или бензинового агрегата), основа (полусинтетика, минералка или чистая синтетика) и мн. др.

Этикетки моторных масел

Этикетки моторных масел различных производителей

Не менее важно посмотреть дату изготовления на этикетке, ведь должны быть указаны не только число или месяц, но и номер партии.

Сверка цвета

Безусловно, цвет СМ может сказать о многом. Например, тёмный оттенок масла — явный признак контрафактного производства, без соблюдения каких-то либо технологических процессов. А вот жёлтый оттенок, наоборот, свидетельствует о качественном масле.

Проверка посредством «бумажного теста»

Присутствие небезопасных присадок в СМ легко определить методом «бумажного теста». Надо взять чистый белый лист, капнуть на него немного масла. Затем наклонить лист и протестировать, как стекает жидкость. Прозрачная, практически невидимая полоска означает, что все нормально — масло чистое. Если же след тёмный, то в СМ очень много присадок, да и в общем, изделие контрафактное.

Сверка структуры

Качественный СМ не должен содержать какого-либо осадка. Структура масла обязана быть однородной. Как это проверить? Существует два популярных способа.

  1. Капнуть СМ на пальцы, а затем растереть. Если чувствительная кожа пальцев определит наличие мелких примесей или неоднородность, то перед вами, скорее всего, контрафакт.
  2. Немного масла рекомендуется налить в ёмкость, оставить минут на 10. Затем проанализировать СМ на свету. В некачественном масле будет явно заметны посторонние частички, оно начнёт расслаиваться. Наоборот, качественный СМ на свету будет однородным.

Крайне рискованно использовать в ДВС масло с большим количеством присадок. Последние легко осаживаются на компонентах ДВС, что в итоге приводит к повышенному их износу.

Проверка на вязкость

Одним из главных критериев масла является вязкость. Проверить СМ на этот параметр довольно сложно, особенно новичкам. Да и ещё различные сорта масла могут «повести» себя неодинаково.

Существует способ, который рекомендует проверять СМ на вязкость после замораживания масла. Температура по Цельсию доводится до минус 20, а дальше смазка тестируется. Если вязкость СМ имеет вязкость меньше 10W-30, то они «поведут» себя в сущности без трансформаций.

Проверка по параметру «цена/качество»

Никогда и ни при каких условиях первосортный товар не будет оцениваться в несколько раз ниже, чем указано в фирменных точках реализации. Например, если идёт распродажа масел Мобил или Мотул, то следует отнестись к акции настороженно.

Как проверить на подлинность СМ Шелл (shell)

Масла Шелл изготавливаются сегодня и в России. Поэтому, если обнаруживается надпись на этикетке «Made in Russia», то это вовсе не означает подделку.

Классически оригинальность этого масла проверяется 16-значным штриховым кодом, нанесённым на этикетку изделия. Надо ввести цифры в специальное окошечко на официальном сайте производителя, чтобы получить подтверждение оригинальности или неоригинальности масла.

Моторные масла Шелл

Моторные масла Шелл Хеликс часто подделывают

Также следует знать, что официально продукция Шелл поставляется только на фирменные АЗС или в гипермаркеты Ашан, Пятёрочка, Оби и Лента. Что касается интернет-точек реализации, то это сайты Ulmart и Exist.

Существует ещё несколько способов того, как отличить поддельное масло Шелл:

  • если сверить канистры, то на поддельной таре этикетка будет матовой или даже полуматовой, на оригинальной — всегда глянцевая, с отливом;
  • описание на обратной стороне тары у контрафактной продукции всегда короче, чем у оригинальной;
  • метка на ребре ручки канистры у контрафактной продукции идёт по всей высоте, у оригинальной — частично;
Определение подлинности Шелл по канистре

Определение подлинности Шелл по канистре может провести каждый

  • крышки канистр поддельной продукции визуально не кажутся цельными (кроме того, крышки оригинальные — гладкие на ощупь, поддельные — шероховатые);
  • на канистре бывает нарисован поршень двигателя, на оригинальной ёмкости — картинка с поршнем блестящая и отражается.

Как проверить на подлинность СМ Кастрол (Castrol)

Интересно, но именно Кастрол стал излюбленной «мишенью» поддельщиков. Объясняется это, как правило, тем что марка давно заслужила доверие покупателей, и оно хорошо покупается.

Помимо этого, мошенники затрачивают мизерное количество средств на создание подделки Кастрол. Производитель недостаточно глубоко занимается защитой оригинальной продукции, вот и пользуются кустарных дел мастера.

Масло Кастрол

Масло Кастрол в 4-литровой таре

Однако, поняв всю плачевность ситуации, Кастрол в 2014-м году создаёт новый формат упаковки. Теперь она снабжена аж 7-ю степенями защиты, которые мошенникам очень сложно подделать. Рассмотрим их подробнее:

  • на крышке канистры выгравирован логотип компании, на подделках крышки стоят обычные, без логотипа Castrol;
  • крышка получила также новую форму (теперь она с более округлыми формами, меньше по толщине);
  • на защитном кольце имеется надпись с логотипом компании (на подделках буквы надписи могут не сходиться, быть кривыми и т.д.);
  • под крышкой оригинального Кастрол должна обязательно иметься фольга;
  • сама канистра с универсализированным кодом, включающим не только информацию об изготовителе, но и номер партии, и даже номер канистры;
  • на обратной стороне тары должна иметься голограмма.

Как проверить на подлинность СМ Виско би пи (visco bp)

Большей частью масло Виско би пи проверяется методом температурного теста или, другими словами, масло наливается в какую-нибудь железную кружку, ставят затем её на огонь. После нагревания, СМ осматривается. Если в жидкости образовалось много чёрного вещества, то это контрафакт, но никак не настоящее масло.

Ну и, наконец, всегда актуален железный способ проверки — позвонить официальному представителю компании и уточнить, какие защитные штучки должны быть.

Как проверить на подлинность СМ Мотул (motul)

Чуть ли не самое популярное автомобильное масло в России. А как известно, чем больше популярен товар, тем больше и подделывается.

Итак, вот что следует знать всем тем автомобилистам, кто пользуется этим маслом:

Подлинность масла Мотул по штрих коду

Подлинность масла Мотул по штрих коду определяется легко

  • на канистре должна быть выведена гравировка логотипа Мотул, сам материал ёмкости должен быть плотный;
  • шкала уровня смазки на ёмкостях контрафактных изделий плохо просматривается или недостаточно ровная;
  • открытую ранее крышку настоящего Мотул уже более не поставить на место без следов (если потянуть за крышку вверх, то она слетает);
  • на ёмкости настоящего Мотул с обеих сторон должен быть нанесён код партии, а также нанесена дата производства (штамп не должен смываться водой);
  • срок производства тары не должен отличаться от даты розлива масла более чем на 240 дней, в противном случае, это подделка;
  • наличие двойной этикетки на обратной стороне тары — подтверждение настоящего Мотул.

Как проверить на подлинность СМ Мобил 1 (mobil 1)

Стоимость масел для ДВС сегодня довольно «кусачая», вот и ищут люди места, где подешевле и нарываются на контрафактные изделия.

Мобил 1 предлагает быть внимательными и обращать особое внимание на следующие признаки:

  • если цвет крышки тары не графитный, то это подделка (кроме того, оригинальная крышка открывается только по инструкции — картинки нанесены непосредственно на крышку);
Как проверить масло Мобил 1 на подлинность

Зная, как проверить масло Мобил 1 на подлинность, можно обезопасить себя от приобретения некачественного товара

Зная, как проверить масло Мобил 1 на подлинность, можно обезопасить себя от приобретения некачественного товара

  • характерным признаком контрафактного товара является также отсутствие пломбы (расширения на крышке);
  • этикетка на обратной стороне ёмкости из-под масла оснащена обязательно штрих-кодом со стрелкой, которая указывает направление — потянув за этикетку в эту сторону, видишь вторую этикетку, уже с текстом (подделки оснащены одинарной этикеткой);
  • сравнительная таблица масел, нанесённая на ёмкость, должна быть написана на 4 языках.

Как проверить на подлинность СМ ЗИК (ZIC)

Масло ЗИК наделало немало шума, ведь его совсем недавно так яро ругали и тестировали, хвалили и проводили опыты. На автофорумах одни писали, что это некачественное масло, и оно гробит ДВС, другие, что лучшего масла двигатель их автомобиля ещё не пробовал.

Как бы там ни было, но производитель масел ЗИК показал достаточно хорошие тесты на свободных тестах изготовителей различных ДВС. Получается, что вокруг немало контрафактного масла, подделки.

Масло ЗИК считается тоже очень популярным маслом, так как изготовлен на синтетической основе и является одним из многоцелевых типов СМ для дизельно-бензиновых ДВС современного поколения. В итоге из-за высокого спроса это масло в первых рядах у производителей контрафактных изделий.

Рекомендуется обратить внимание на следующие признаки, чтобы обезопасить себя от подделки:

  • настоящее масло ЗИК разливается в 4-литровые ёмкости;
  • ёмкость должна быть изготовлена из металлического материала;
  • наклейки на чистопробных маслах ЗИК нет, вся справка о продукции выштамповывается непосредственно в металле;
  • форма канистры масел ZIC сделана в виде лейки;
  • под каждой крышкой установлена специальная защитная плёнка.

Особое внимание, по мнению специалистов, надо уделить буквам. Как правило, нечистый производитель во избежание претензий в свой адрес изменяет на подделках одну или несколько букв в названии. К примеру, масло называется ZIK, но не ZIC и т.д.

С общим прогрессом всего и вся, усовершенствовались и способы проверки масел на подлинность. Теперь можно применять различные тестеры и приборы для определения качества. Например, неплохо зарекомендовал себя тестер Любричек или аналогичные ему приборы.

Защитная фольга на масле ЗИК

Защитная фольга на масле ЗИК свидетельствует об оригинальности продукта

Видео: тестер для быстрой проверки моторного масла

Помните, что только внимательность способна обезопасить автомобилиста от покупки контрафактного товара. Следует знать и помнить обо всех уловках, которыми широко пользуются мошенники.




Поиск по сайту

Интересное