Что делать, если загорелся Check engine
В данное время все типы автомобилей оснащаются системами самодиагностики, которые с помощью лампочек индикаторов подсказывают водителю о неисправностях или отклонений от нормы уровня охлаждающей жидкости, моторного масла, отсутствии зарядки аккумуляторной батареи, критического износа тормозных колодок и других показателей. Главной лампочкой на панели приборов считается индикатор check engine, контролирующий работу системы управления мотором. У чека «Проверь Двигатель» охват параметров настолько широк, что место неисправности определяется только с помощью специального кода, который высвечивается на панели лампочки и остаётся в памяти устройства. Узнать, почему он загорелся в вашей машине или горит на панели авто, которое вы собираетесь приобрести, можно быстро.
Содержание
Загорелся индикатор check engine — причины и способы решения
Светящий чек мотора не всегда означает сигнал о неисправности в системах управления работающего силового агрегата. При повороте личинки в замке зажигания во включённое положение, загоревшаяся лампочка сигнализирует об исправности цепи подсоединения к источнику тока.
Что обозначает надпись
В переводе с английского название индикатора check engine даёт водителю подсказку — «ПРОВЕРЬТЕ ДВИГАТЕЛЬ». Исполнение контрольной лампочки на разных типах автомобилей сделано по-разному: в виде силуэта движка с различными вариантами надписей или без них. При повороте ключа зажигания в рабочее положение загораются все лампочки самодиагностики. При запуске двигателя они должны погаснуть. Светящийся индикатор при работающем моторе — это сигнал о неисправности того оборудования, которое оно контролирует. На многих автомобилях вспыхнувший светодиод Check engine сопровождается писком, чтобы привлечь внимание водителя.
Что означает этот сигнал
Вначале индикатором check engine руководил электронный блок управления двигателя. В задачу сигнальной лампочки входил контроль над работой системы смесеобразования двигателей со впрыском через инжектор. Отслеживалась функционирование забора и очистки воздуха, форсунок, топливного насоса. Для этого использовались специальные датчики. Но со временем лампочку подключили к бортовому компьютеру и обязанностей у неё добавилось. Сегодня индикаторы «Чек Энджин» контролируют несколько блоков управления двигателем: зажигания, состава горючей смеси, оборотов коленчатого вала, регулятора холостого хода и других систем.
Видео: что означает индикатор CHECK ENGINE
Причины горения чека на карбюраторном двигателе с инжектором
- Топливо низкого качества. Совет: слить из бака плохой бензин или дизтопливо и заправить нормальное горючее.
- На свече нет искры (выгорел центральный электрод, треснул изолятор). Совет: проверить исправность всех устройств для зажигания смеси с помощью специального прибора. При необходимости поменять неработающие свечи.
- Нет искры на катушке зажигания. Совет: проверить исправность устройства с помощью мультиметра измерением сопротивления на выводных контактах первичной и вторичной обмотки. Категорически запрещается проверка образования искры с помощью центрального высоковольтного провода или свечи и массы корпуса автомобиля.
- Проверить работоспособность лямбда-зонда (датчика, измеряющего остаток несгоревшего кислорода в выпускных газах). Неисправный прибор подлежит замене.
- Причину исследовать катализатор подскажет не только загоревший индикатор check engine, но и ухудшающие скоростные показатели автомобиля, проблемы с запуском двигателя и другие. Совет: несправный катализатор подлежит замене. Езда без него категорически запрещена, так как это приводит к многочисленным сбоям в системе управления двигателем и постоянному горению контрольной лампочки check engine.
- Забиты форсунки. Совет: произвести их очистку или замену.
- Бензонасос не развивает нужного давления в рампе (значение не должно быть меньше трёх атмосфер). Совет проверить топливный фильтр и сеточку в баке для бензина. В случае необходимости заменить элемент для очистки топлива или бензонасос в сборе.
- Пробиты провода высокого напряжения. Эта причина негативно сказывается на работе двигателя. Совет: проверить работоспособность колпачков, металлических контактов и изоляции с помощью мультиметра. В случае необходимости провода следует заменить.
Почему загорелся на дизеле
Мотор, работающий на соляре, как и любой двигатель, всегда подвергается переменным нагрузкам. Они влияют на изменение числа оборотов коленчатого вала. Выбор нужного режима для поддержания в системе впрыска постоянного давления возложен на блок управления.
Этот электронный контроллер изменяет производительность топливного насоса в зависимости от появившейся нагрузки. Благодаря этому в системе постоянно поддерживается высокое давление, которое необходимо для стабильной работы форсунок. На дизеле причину загорания лампочки Check engine установить гораздо труднее, чем на бензиновом двигателе. Поэтому совет такой:
- Проверьте уровень масла в картере, при необходимости долейте до нормы.
- Отгоните машину в надёжный автосервис для диагностики всех систем управления мотором, АКПП и другими устройствами. Там работу бортового компьютера проверят с помощью профессионального оборудования.
Когда можно продолжить движение с этим индикатором, а когда нет
Нужно понимать, что от правильных действий водителя в момент обнаружения вспыхнувшей лампочки «Посмотри Двигатель» зависят последствия для дальнейшей эксплуатации автомобиля. Свечение элемента самодиагностики при работающем силовом агрегате подсказывает автовладельцу о том, что бортовой компьютер или блок управления мотором зафиксировал неисправность.
Продолжать движение разрешается, если индикатор горит постоянно (не мигает), а в работе автомобиля не произошло заметных изменений. Он также мгновенно реагирует на резкое нажатие на педаль акселератора. Не наблюдается потери мощности. Уровень масла в картере двигателе и тосола в системе охлаждения в норме. Остальные лампочки самодиагностики не горят. Доехать нужно до ближайшего автосервиса, чтобы с помощью компьютерной диагностики установить и исправить причину сбоя в системе управления.
А вот если стали наблюдаться негативные изменения в работе автомобиля: снизилась мощность двигателя, появились подозрительные стуки, вибрация, стал чувствоваться запах гари, и лампочка Check engine мигает — дальнейшее движение запрещено. Двигатель нужно сразу заглушить, чтобы избежать серьёзных последствий. Подозрение на перегрев силового агрегата, падение давления в системе смазки мотора и другие причины могут привести к поломкам, которые потребуют больших затрат денег, времени и сил.
При каких неисправностях загорается лампочка
На борту современного автомобиля устанавливается микропроцессорная система управления, которая отвечает за самодиагностику двигателя и других агрегатов. Такую вероятность предоставляет бортовой компьютер. В его постоянной памяти (ПЗУ) размещена программа, которая руководит действиями микропроцессора. При нормальных режимах работы автомобиля компьютер регулярно проверяет электронные и электрические системы. Если появляются отклонения от штатных значений, в контроллере включается аварийный режим. При нём вместо ошибочного параметра неисправного блока вставляется подходящее значение из заложенной программы. При этом резервное число будет занесено в память контроллера как неисправность.
Для информации водителя об этой ситуации в комбинации приборов загорится светодиодный индикатор Check engine. Микропроцессор электронного блока управления запоминает специальный код неисправности. Прочитать этот показатель можно визуально в зависимости от типа ЭБУ. Это могут быть вспышки светодиодной лампочки разной продолжительности вызванные:
- самой неисправностью;
- замыканием заданных контактов диагностического разъёма;
- подключением аналогового вольтметра к определённым контактам выводов, служащих для подсоединения считывающих устройств.
Вспышки check engine — то так называемые медленные коды, которые несут маленький объём информации. Они состоят из двух цифр, обозначающих неисправность в специальной таблице. Это собрание кодов является приложением к эксплуатационным документам. Первая цифра обозначается длинными вспышками (до 1,5 сек), вторая — короткими (до 0,5 сек). Между ними пауза. Она составляет несколько секунд.
Существуют и «быстрые коды», которые способны выдать большой подробный объём информации для диагностического оборудования.
Нужно помнить, что все элементы электронного управления плохо реагируют на внешнее воздействие: скачки напряжения, статическое электричество и другие факторы. Поэтому любые подготовительные работы должны вестись при выключенном ключе зажигания.
Таблица Коды неисправностей контроллера типа «Январь-4» ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
Код | Неисправность |
12 | Исправность диагностической цепи контрольной лампы |
14 | Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
15 | Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости |
16 | Повышенное напряжение бортовой сети |
17 | Пониженное напряжение бортовой сети |
19 | Неверный сигнал датчика положения коленчатого вала |
21 | Завышенное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
22 | Недостаточное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки |
24 | Отсутствует сигнал от датчика скорости автомобиля |
27 | Высокий уровень сигнала СО-потенциометра |
28 | Низкий уровень сигнала СО-потенциометра |
33 | Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха (высокая частота сигнала на выходе датчика) |
34 | Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха (низкая частота сигнала на выходе датчика) |
35 | Отклонение оборотов холостого хода |
43 | Неверный сигнал датчика детонации |
51 | Ошибка контроллера (ошибка ОЗУ) |
52 | Ошибка программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ) |
53 | Ошибка электрически программируемого запоминающего устройства (ЭПЗУ) |
61 | Ошибка связи с иммобилайзером |
В движении, при разгоне
Если индикатор «Сервис двигателя» зажигается: при трогании с места; горит постоянно во время езды автомобиля; при его ускорении — причина в недостаточном уровне масла в картере. Нужно остановить машину, прислушаться к работе двигателя. В этом случае должны появиться посторонние шумы, постукивания, дребезжания. Заглушите мотор, проверьте щуп. Если масла в системе маловато, а добавить нечем — допускается осторожно доехать до дома. В таких случаях рекомендуется обязательно отогнать машину в автосервис, чтобы точно узнать причину снижения уровня масла и устранить её.
Чек мигает, двигатель троит и не тянет, машина трясётся, обороты плавают
Обычно такая ситуация возникает при движении, когда двигателю нужно резко прибавить скорость. При работе на холостых оборотах всё нормально. Подозрение в первую очередь падает на сбои в системе зажигания. В этом случае не стоит экспериментировать с бензиновым двигателем на предмет проверки искры в катушке, на свечах и других манипуляций. Это можно делать только с помощью мультиметра. Если поведение автомобиля ограничивается лишь работой у двигателя не всех цилиндров — нужно аккуратно, осторожно, не спеша ехать в сторону ближайшего автосервиса. Лучше заплатить немного денег профессионалам, которые способны найти и устранить причину, чем из-за своих непродуманных действий вывести из строя бортовой компьютер или другую нежную электронику. В этом случае затраты будут намного больше.
Чек загорелся после заправки
Эта проблема может возникнуть из нарушения герметичности топливной системы. Одна из причин — плохо закрученная крышка бензобака или дефект в ней. При необходимости пробку следует заменить. Другой повод для горения чека — заправка бензином с низким октановым числом или некачественное горючее. В последнем случае меняют АЗС. Если топливо настолько плохое, что машина работает не стабильно — его нужно слить. Во всех других случаях можно поступить так: разбавить горючее качественным бензином, а показания check engine обнулить снятием минусовой клеммы у аккумулятора на несколько минут.
При попадании влаги внутрь двигателя со впрыском инжектор после мойки, сильного дождя, при форсировании реки капли воды могут попасть на провода высокого напряжения, катушку зажигания, разъёмы проводки. Здесь опасность заключается в том, что неисправность проявится не сразу, а через какое-то время. Последствия могут быть опасными, если автомобиль едет по автостраде. Загорится светодиод «Проверь двигатель», а мотор неожиданно может затроить, потерять приёмистость или даже заглохнуть. Поможет удаление влаги сухой ветошью и сушка всех компонентов силового блока тёплым воздухом (с помощью фена).
Загорается светодиод check engine на разных режимах двигателя
Нормальная работа силового агрегата с инжектором зависит от многих причин. Стоит забарахлить одному из установленных датчиков, контролирующих системы подачи топлива, очистки воздуха, смесеобразования, зажигания и других блоков управления, как двигатель начинает работать неритмично, нечисто, ненормально. Когда есть подозрение на неисправность, то есть двигатель неверно реагирует на те или иные действия водителя нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:
- Какова температура на улице?
- Прогрет ли мотор?
- В каких условиях проявляется нестабильная работа двигателя — при трогании с места, разгоне, постоянной скорости?
- Какие индикаторы самодиагностики загораются при этом?
- Когда автомобиль последний раз был в автосервисе, какие ремонтные работы выполнялись?
До начала диагностирования систем управления двигателя собственными силами или в автосервисе следует проконтролировать и устранить такие неисправности, как:
- утечки тосола, моторного масла, топлива;
- растрескивание или слабая затяжка хомутами вакуумных шлангов;
- окисление клемм аккумулятора;
- нарушение контактов в разъёмах проводов;
- дым, запахи, непривычные звуки;
- проверить уровень моторного масла, охлаждающей и тормозной жидкости.
Равномерность работы двигателя можно проконтролировать с помощью полоски бумаги, которую нужно поднести к выхлопной трубе. Листок должен отклониться назад от струи газов и оставаться в этом положении с небольшими колебаниями.
Если в баке будет мало бензина, это может привести к загоранию чека на щитке приборов.
Аккумуляторную батарею нужно поддерживать в технически исправном состоянии. Напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5–15 вольт.
Индикатор check engine может загореться если:
- Новые свечи не проверялись на искрообразование специальным прибором и была вкручена нерабочая. Часто водители у работающего двигателя снимают провод высокого напряжения по очереди с каждого цилиндра, чтобы выявить дефектную свечу. Эта порочная практика также может привести к зажиганию лампочки check engine;
- После замены воздушного фильтра двигатель заводился при отключённым датчике, при этом возрастёт расход бензина;
- После замены ремня ГРМ, если датчик положения распредвала обнаружит отклонения от заводской нормы;
- Непрофессионально было установлено газо-бутанное оборудование (ГБО) — спецы должны отрегулировать параметры редуктора, жиклёров, хода штока в точном соответствии бензиновым данным (тогда чек гореть не будет);
- Был установлен вид сигнализации, который в заблокированном состоянии не позволят завести двигатель;
- Замена топливного фильтра была выполнена небрежно и неаккуратно — нужно по коду ошибки определять и устранить неисправность в системе подачи горючего.
-
Увеличился расход топлива. В автомобилях с инжекторным двигателем многие датчики, контролирующие смесеобразование, влияют на расход бензина. На потребление горючего заметное влияние оказывают датчик расхода воздуха (абсолютного давления), лямбда-зонд, датчик положения распредвала. Если выйдет из строя датчик положения коленчатого вала — двигатель не заведётся. Чтобы снизить риск отказа датчиков и понапрасну не жечь бензин нужно:
регулярно менять бумажный элемент у воздушного фильтра;
следить за состоянием свечей зажигания и своевременно проводить их выбраковку;
поддерживать постоянное давление в шинах и контролировать состояние тормозов;
соблюдать чистоту в моторном отсеке, не допуская отложений на проводах высокого напряжения;
бензин заливать на надёжных заправках.
-
Часто моргает чип и двигатель не заводится. Здесь причина одна — чип в ключе зажигания не распознан иммобилайзером. Ещё это может быть конфликт двух систем безопасности — в замке зажигания и с автозапуском. Спасёт кратковременное снятие плюсовой клеммы аккумулятора. При повторных случаях нужно проводить самодиагностику с записыванием кода ошибок или ехать в автосервис.
-
Горит чек на подъёме. Это говорит о некачественном бензине. При увеличении нагрузки датчик детонации меняет свой сигнал и вспыхивает check engine. Совет один — заправляться нужно на проверенных заправках.
-
После замены модуля зажигания загорается чек при минусовой температуре. Самая распространённые причины — некачественное моторное топливо, грязное масло. Но обязательно нужно уточнить сканированием самостоятельно или в автосервисе у профессионалов.
-
При нажатии на акселератор. Если двигатель не развивает обороты (захлёбывается) и загорается этот сигнал — причин очень много. Это различные неполадки в системе подачи топлива (у бензинового двигателя и у дизеля), неисправность системы зажигания, проблемы с подачей воздуха. Лечится сканированием с расшифровкой ошибок или поездкой в автосервис на диагностику.
-
При включении печки. Когда check engine загорается при включении какого-либо электрооборудования: печки, кондиционера, стеклоочистителей, поворотов и других потребителей определить неисправность возможно только по коду ошибки. Или следует замыкать контакты в разъёме для диагностики (у разных моделей маркировки не совпадают) и считать вспышки лампочки, или сканировать специальным устройством — сканером. Более точную причину могут назвать профессионалы.
Как погасить светодиод check engine. Сброс ошибки
На разных марках машин процесс самодиагностики запускается различными способами. У некоторых поворотом ключа зажигания и нажатием определённого числа раз на педаль газа через некоторые промежутки времени. Начинает мигать лампочка неисправностей двигателя и нужно считать вспышки, переводить их в код ошибок и находить по таблице объяснение. У других код ошибок высвечивается на дисплее бортового компьютера, если запустить процесс самодиагностики через комбинацию кнопок.
У третьих для этой цели перемыкаются определённые контакты в диагностическом разъёме.
Отличный вариант, который поможет сэкономить немало средств на поездку в автосервис — купить автомобильный сканер ОВД-2 или другой марки. С его помощью можно регулярно проверять работу двигателя на предмет выявления ошибок, чтобы понимать какой датчик требует замены, или какая регулировка нарушилась.
Сбросить ошибки в бортовом компьютере или ЭБУ можно самым доступным способом — на короткое время отсоединить клемму с аккумулятора. Память электронных устройств обнулится и индикатор должен потухнуть. Но делать это нужно только после того, как ошибка была расшифрована, обнаружена и исправлена. Имеются и другие способы сброса ошибок: с помощью сканера, установки специальных программ на смартфон, замыкания контактов в диагностическом разъёме.
Видео: Daewoo Matiz. Сброс Check Engine с помощью ELM327 и Torque
Если горит вполнакала
Причин светящегося в половину своей силы индикатора может быть много. Это и плохая масса на автомобиле, установка лампочек накаливания не той мощности и вида, проблемы с электропроводкой и другие поводы. Совет можно дать такой: запустить процесс самодиагностики и посмотреть код ошибки. Самостоятельно проверить надёжность контакта на минусовой клемме аккумулятора и всех соединений с массовыми клеммами. Обратить внимание на работоспособность всех лампочек: в фарах, поворотах, габаритах, тормозах.
Индикатор самодиагностики автомобиля Check engine играет очень важную роль в обнаружении неисправностей в системах управления работой двигателя и других агрегатах машины. Его основная задача — обратить внимание водителя на неполадки в работе мотора, автоматической коробки перемены передач. Причём это может произойти до того, как эта неисправность начнёт отражаться на изменениях в поведении силового агрегата и АКПП. Двигатель станет троить, терять мощность, может увеличиться расход топлива. Главное предназначение этой контрольной лампочки — своевременное обнаружение неисправностей, чтобы вовремя их устранить.