Охлаждающая система в автомобиле отвечает за поддержание рабочей температуры силового агрегата. Она защищает его от перегрева. Ключевым элементом в системе охлаждения выступает термостат. От его исправности зависит работа мотора. В статье разберём основные признаки неисправности термостата на ВАЗ 2110, научимся самостоятельно менять его на авто до и после 2003 года выпуска.

Конструкция и задачи термостата ВАЗ 2110

На автомобилях под маркой Волжского автомобильного завода с карбюратором, да и на инжекторных до 2002 года устанавливали термостат в цельнометаллическом корпусе (т .е. на 8-клапанные бензиновые двигатели). Крепился узел с помощью четырёх патрубков. В народе вазовский термостат называют 4-дырочным. Первый вывод корпуса соединён с двигателем, второй подключается к радиатору, третий идёт на печку и насос охлаждающей системы, четвёртый (самый тонкий) подсоединён к расширительному резервуару.

На карбюраторных и инжекторных ДВС до 2002 года выпуска устанавливали четырёхдырочный тремостат

Внутри корпуса располагался термочувствительный элемент — термостат. Увидеть его можно только после полной разборки. Принцип работы основан на изменении формы биметаллической пластины при нагревании или охлаждении.

При запуске двигателя антифриз циркулирует по холодному кругу. При прогреве силового агрегата охлаждающая жидкость также нагревается. На отметке +87 градусов Цельсия термостат приоткрывается и часть антифриза начинает проходить по большому кругу. При достижении 102 градусов термочувствительный элемент открывается полностью. В процесс охлаждения двигателя подключается радиатор.

Автомобильный термостат регулирует прохождение антифриза в системе охлаждения

На инжекторных ВАЗ 2110 с 2002 года (двигатель к этому времени стал 16-клапанным) устанавливают термостат в разборном корпусе с шестью выходами. Один дополнительный вывод подключён к печке при циркуляции антифриза по малому кругу. Второй вывод используется для подогрева дроссельной заслонки.

С 2003 года на ВАЗ 2110, а также на Приору и Калину устанавливают узел нового образца. Корпус имеет 6 выводов и крепится к блоку силового агрегата с помощью 2 гаек

При использовании корпуса, который разбирается, отпала необходимость покупки узла в сборе. С 2003 года на ВАЗ 2110, Приоре и Калине при неисправности замене подлежит только термочувствительный элемент.

Признаки неисправности и диагностика

  1. Первый признак выхода из строя термостата — это перегрев двигателя. Эта ситуация возникает, если термочувствительная пластина не открылась при достижении 87 градусов, тогда охлаждающая жидкость превращается в подогревающую. Мотор не охлаждается должным образом и перегревается.
  2. При зависании биметаллической пластины в промежуточном положении система охлаждения не работает должным образом: при прогревании двигателя температура поднимается медленно, а при эксплуатации транспортного средства в тяжёлых условиях мотор закипает.
  3. Если клапан постоянно открыт и охлаждающая жидкость всё время ходит по большому кругу, то двигатель работает на холодную. Это выражается в увеличении расхода топлива.

Первичную диагностику термостата на ВАЗ 2110 проводят не снимая. Проверку делают на только что запущенном двигателе. Поднимите капот и потрогайте верхний патрубок, идущий к радиатору. Он должен быть холодным и оставаться таким до отметки в 60-70 градусов на приборном щитке. После того как стрелка перевалила за 70 градусов — патрубок начинает теплеть. Если всё происходит как описано, то термостат в норме. В других случаях необходимо провести замену.

Более точное и полное тестирование термочувствительного элемента делают при помощи специального оборудования на сервисной станции. При появлении сомнений в правильности самостоятельной диагностики работы воспользуйтесь услугами СТО.

Замена

Провести замену термочувствительного элемента на 2110 своими руками, следуя пошаговой инструкции, нетрудно. Для выполнения ремонта необходимо приготовить инструмент и материалы:

  • новый термостат. Уточните, какой именно установлен на автомобиле (разборный или цельный корпус);
  • силиконовый герметик;
  • новые патрубки, если старые износились или на них появились микротрещины;
  • новые металлические хомуты;
  • прокладка из паронита для корпуса нового образца;
  • ёмкость для слива антифриза;
  • рожковый ключ на 13;
  • крестообразная и прямая отвёртки;
  • антифриз;
  • ветошь.

Инструментарий на фото

Важно! Замену термочувствительного элемента проводите на полностью остывшем двигателе. Антифриз нагревается до 120 градусов и может стать причиной ожога.

Пошаговая инструкция

  1. Подставить ёмкость под сливное отверстие на радиаторе. Открыть кран и слить антифриз. В полном сливе нет необходимости, достаточно уменьшить уровень до высоты положения термочувствительного элемента.
  2. Переместить ёмкость для охлаждающей жидкости под мотор в районе размещения термостата.
  3. Снять корпус термостата. Если на автомобиле установлен термочувствительный элемент старого образца, то чтобы его снять, достаточно ослабить хомуты и отсоединить патрубки. На ВАЗ 2110 с 2003 года термостат крепится к двигателю двумя гайками. Для демонтажа использовать ключ на 13.

    Корпус крепится с помощью патрубков и металлических хомутов

  4. Заменить термочувствительный элемент, если использован шестидырочный корпус.
  5. Поменять прокладку между корпусом и мотором.
  6. Вытереть ветошью и обезжирить выводы корпуса и патрубки изнутри.
  7. Нанести силиконовый герметик на внутреннюю часть патрубков и на выводы термостата.
  8. Надеть патрубки и затянуть металлические хомуты.

    Перед установкой смазать силиконовым герметиком выводы и внутреннюю часть патрубков системы охлаждения

  9. Долить антифриз в охлаждающую систему через горловину расширительного бачка.

Видео-подсказка по монтажу

Для оценки своих сил и понимания процесса замены термостата на “десятке” просмотрите видео:

[embedyt] /youtube.com/watch?v=VfmIv7ise2w[/embedyt]

Помните, что замену неисправного термочувствительного элемента на ВАЗ 2110 нельзя откладывать в долгий ящик. Если не провести ремонт своевременно, то проблема с термостатом приведёт к серьёзным неполадкам силового агрегата и дорогому ремонту.

Дмитрий Кузнецов
Давайте знакомиться, меня зовут Дмитрий Кузнецов.
Подробнее



Поиск по сайту

Интересное